HR-словарь: реферальные программы

Реферальные программы в HR — метод поиска новых сотрудников через рекомендации. Реферальные программы в рекрутинге могут использоваться совместно или параллельно с другими методами: публикацией вакансий в СМИ или на сайтах по поиску работы. Но главным преимуществом реферального метода остается личная рекомендация, которая делает процесс отбора персонала более эффективным, чем обычный поиск по резюме.
HR-словарь: реферальные программы

Происхождение термина

Реферальные программы пришли в систему управления персоналом из маркетинга. По своей сути реферальные программы в HR — это те же самые маркетинговые партнерские программы. В продажах реферал — это человек, который регистрируется в партнерской программе по ссылке другого участника программы. В HR же реферал — это соискатель, пришедший на собеседование или работу по конкретной рекомендации.

Как это работает

В первую очередь привлекать рефералов могут уже существующие сотрудники компании. Именно у них есть четкое понимание специфики работы в организации. Это значит, что им проще сопоставить требования тех или иных вакансий со способностями предлагаемых ими кандидатов. Как правило, за удачно предложенного специалиста сотрудник получает бонус — от 10% процента от месячного оклада нового сотрудника. Бонус выдается двумя частями: половина сразу, вторая половина — после прохождения испытательного срока. Размер вознаграждения может отличаться в зависимости от ценности позиции. Интересно отметить, что некоторые эксперты не рекомендуют делать бонус выше 10%, иначе поиск нового сотрудника будет идти в ущерб основной работе.

Рефералом может быть не только сотрудник компании. Часто HR-специалисту приходится прибегать к помощи коллег из HR-отделов других компаний, работающих в той же отрасли. Конкуренции здесь бояться не стоит: удачно порекомендовав коллегам соискателя, всегда можно рассчитывать на аналогичную помощь в поиске сотрудника. Если условия программы изложены на лендинге, им можно делиться в соцсетях.

Еще один метод реферального рекрутинга будет эффективен в том случае, если компании необходимо с нуля набрать целый отдел. В этом случае HR-менеджеру следует начинать поиск сотрудников с руководителя будущего отдела. Найдя успешного кандидата, можно предложить ему набрать свою команду. Такой ход значительно сократит затраты и повысит эффективность решения поставленной задачи.

Порекомендовать нового человека может и представитель топ-менеджмента организации. Сотрудник, занимающий высокую должность, имеет вес, значимость и хорошие связи в отрасли. Это значит, что он может быть знаком с людьми, которых не знает рекрутер. Также на него всегда можно сослаться при обращении к рекомендованному им же соискателю, что повысит шансы на наем подходящего сотрудника.

Наконец, особенно эффективным в реферальном рекрутинге оказывается использование социальных сетей. Таким способом компании могут найти до 15–20% сотрудников.

Пример из жизни

HR-менеджер компании N разместил резюме на сайте поиска работы. За неделю пришло 400 откликов на вакансию. После просмотра каждого резюме подходящими оказались 40 человек. С каждым из них было проведено короткое интервью по телефону, в результате осталось 8 кандидатов. Далее последовало 6 личных собеседований, по итогам был выбран всего один кандидат. Для поиска сотрудника на другую аналогичную вакансию менеджер привлек рефералов. За 3 дня было собрано 6 подходящих предложений. После проведения собеседований оказалось, что четыре человека идеально подходят на предложенную вакансию. Работа HR-менеджера с этими вакансиями ясно демонстрирует, что в некоторых случаях реферальная программа оказывается более эффективной и менее ресурсозатратной.